Конкуренция в сфере предметного дизайна сегодня достигла немыслимых высот. Чтобы удивить публику и коллег, недостаточно создать просто хороший предмет. Необходимо разработать особый рецепт своей творческой парадигмы, обязательным компонентом которого станет особый экспериментальный способ тиражирования предмета и частичка эпатажа, и, разумеется, нельзя забывать о дружелюбном отношении к окружающей среде. Такое множество факторов и задач дает основания считать, что промышленный дизайн — это поле боя, где успех зависит не столько от таланта и профессионализма, сколько от настойчивости и решимости в достижении цели.
- Текст:Алексей Быков1 июля 2022
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Дизайнер, про которого далее пойдет речь, готов отстаивать уникальность своих проектов в буквальном смысле с оружием в руках. Еще во время обучения в лондонском Королевском колледже искусств Джеймс Шоу (James Shaw) осознал, что на самом деле творческая профессия состоит скорее не из легкомысленных фантазий, а из борьбы и завоеваний. Прежде всего борьбы за реализацию своих идей и свою творческую территорию. И для того чтобы одержать победу, необходимо соответствующее «оружие». Однако весь парадокс в том, что в данном случае средства из арсенала дизайнера не разрушают, а, напротив, призваны созидать и помогать строить новый мир!
Несомненно, Джеймс, один из тех представителей новой волны молодых творцов, про которых критики говорят как о художниках со всепроникающим личным восприятием окружающей действительности и в то же время как о ремесленниках, предстающих перед нами в образе современного героя. Каждый из них изобретает свой новый стиль, находясь в вечных поисках выражения индивидуального гения.
Ключевыми слагаемыми проекта стали тема развития новых альтернативных методов массового производства и проблематика сохранения экологического равновесия окружающего мира. Перед началом работы дизайнер проанализировал перспективы развития набирающей обороты технологии трехмерного прототипирования и тенденций в сфере экологичного производства.
Кульминацией этого исследования стал проект Making Guns, где нашли отражение оба этих вопроса, решением которых стал радикальный и целесообразный способ изготовления окружающих нас вещей.
В коллекцию странной на вид мебели вошли стеллаж, табурет, светильник и столики, созданные при помощи особых пистолетов. За основу автор взял идею детских водяных пистолетов. Однако вместо воды они стреляют особыми смесями, формирующими столь необычные объекты. Отправной точкой для создания Making Guns стал предыдущий эксперимент Джеймса с технологией изготовления стула из смеси древесных отходов и стружки. При добавлении биосмолы происходила химическая реакция, в результате чего выделялась пена, заполняющая основу для формовки сидения. Но данный процесс оказался довольно трудоемким, и вскоре дизайнер всерьез задумался об ином способе воспроизводства, позволяющем создавать новые объекты не только ему, но и любому другому неподготовленному человеку.
Джеймс разделил проект на три составляющие, каждой из которых соответствует свой вид пистолета и материала. Первыми предметами серии стали стеллаж, стул и лампа. Они выполнены с помощью папье-маше пистолета, распыляющего на металлический каркас смесь волокнистых материалов. Изделия таким образом формируются из жидкой бумажной массы. Вначале бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляется столярный клей до получения пластичного сметанообразного теста. На этой же стадии туда примешивается краска. Затем этой массой заправляется пистолет-распылитель, которым слой за слоем наносят ее на поверхности и выдерживают до полного высыхания. Естественно, сырьем служат макулатура и ненужная бумага.
Оловянный пистолет — это самый небольшой инструмент, созданный Джеймсом. Он позволяет распылять металл в жидком состоянии. Оловянная масса разбрызгивается как из водяного пистолета, затем она охлаждается и затвердевает на месте нанесения. В результате становится возможным создавать причудливые органические каплевидные формы, раскрывающие природные характеристики поверхности.
В последнее время возрождается интерес к использованию этого материала, поскольку он наиболее экологичен среди тяжелых цветных металлов.
Наконец, самым сложным и мощным устройством стал экструзионный пистолет, помогающий создавать полимерные нити различной ширины и профиля сечения путем продавливания расплава через формовочное отверстие экструдера. На сегодняшний день получение экструзионных полимеров считается сложной и трудоемкой задачей, способной существовать только на крупных производствах. Джеймс сумел адаптировать этот сложный технологический процесс практически для домашнего использования.
Суть метода горячей экструзии в том, что процесс протекает при высоких скоростях и давлениях, с превращением механической энергии в тепловую. Это приводит к непрогнозируемым изменениям в качественных показателях материала. Кроме того, может иметь место нерегулируемый подвод тепла как непосредственно к продукту, так и через наружные стенки экструдера. Поэтому прежде пришлось значительное время уделить конструкции пистолета и устранению технических противоречий.
Экстравагантные изделия из переработанного полиэтилена высокой плотности, по мнению автора, призваны заставить людей по-новому взглянуть на пластик, так как сегодня у многих сложилось негативное отношение к пластику, который практически полностью окружают нас в повседневной жизни, но обладает сложностями в утилизации.
Теперь ненужным пластиковым отходам можно дать вторую жизнь! В отличие от все более популярных и доступных 3D-принтеров инструменты Джеймса Шоу позволяют создавать крупногабаритные изделия, а ручной процесс вызывает живые эмоции, ни за что не сравнимые с заранее запрограммированным алгоритмом трехмерной печати. Не пришло ли время попытаться переосмыслить роль этого материала для массового производства, предоставив потребителю самостоятельно создавать предметный мир?
- Фото:James Shaw
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: